РМО учителей истории

Заседание РМО учителей истории

протокол№2 ПРОТОКОЛ заседания РМО учителей истории Дата: 23.12.2015 г.

Дата: 13.10.2014 г.
Цель: — выбор единого направления в обучении и преподавании социально-гуманитарных дисциплин (истории, обществознании, право);
— оказать помощь по методическим вопросам.
Форма проведения: семинар-консультация
Присутствовало: 10 учителей
Повестка заседания:
Тема: Организация работы по переходу к ФГОС основного общего образования
1. Анализ работы методического объединения за 2013-14 учебный год
Гончарова О.А., руководитель РМО
2. Анализ результатов ЕГЭ по истории и обществознанию.
Богомолова Н.А. , методист РМК
3. Обсуждение рабочих программ в 5 классе
по истории и обществознанию в условиях перехода к ФГОС
Гончарова О.А., руководитель РМО
4. Обсуждение инструктивно-методического письма ОблИУУ на 2014-15 учебный год
Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское

5. Подведение итогов работы по организации и проведению мероприятий, посвященных памятным датам в истории ЕАО
Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское
6. Открытый урок Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское

Ход работы:
1) С анализом работы за предыдущий период (2013-14 уч. год) выступила руководитель РМО Гончарова О.А.
Выступление проходило с использованием информационных технологий, в виде презентации. ( текст выступления прилагается). Приложение 1.
2)Информацию об итогах проведения ЕГЭ по истории и обществознанию предоставила Богомолова Н.А., методист районного методкабинета.
3) По 3 вопросу слушали Гончарову О.А., сообщила о требованиях к разработке рабочих программ. Текст выступления прилагается. Приложение 2
4) По 4 вопросу выступила Гончарова О.А. , познакомила присутствующих с инструктивно-методическими письмами ОблИПКПР на 2014-15 учебный год по истории и обществознанию, инструктивно-методические письма ОблИПКПР остались за предыдущий учебный год. Обратила внимание на заполнение журнала по дисциплинам «История России» «Всеобщая история» как «История».
Обратила также внимание на подготовку к областным олимпиадам, выделила, на что обратить внимание при подготовке обучающихся.
Текст методического письма отправлен во все школы.
5) По 5 вопросу выступила Гончарова О.А., сообщила, что во всех школах прошли мероприятия, посвященные 80-летию образования ЕАО (конкурсы, рисунки, игры, классные часы и др.). Отчеты по проведенным мероприятиям предоставлены в РМК.

Открытый урок в рамках РМО был подготовлен и проведен учителем истории Гончаровой О.А.
Урок прошел в 9 классе по теме «Причины и начало Второй мировой войны».
Урок проведен с использованием Презентации. (Разработка урока и Презентация прилагается). Приложение 3Начало Второй мировой войны

Урок 2мировая война
Самоанализ урока учителем Гончаровой О.А. Данный урок является первым по учебной теме «Мир в годы Второй мировой войны». На данном уроке были даны фактический материал по 1 этапу Второй мировой войны, определены причины, характер и периодизация 2МВ, а также действия Германии и ее союзников в начальный период войны.
На данном уроке необходимо было расширить знаниевое поле учащихся, ввести новые понятия, дать оценку не столько боевым действиям и событиям на фронтах, но и сформировать понимание силы и мощи фашистских государств , их стремительные победы на Западном и других театрах войны, чтобы в дальнейшем сформировать убеждение у обучающихся в решающем вкладе нашей страны в разгром фашистского блока.
Цели урока: Образовательные: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; определить характер войны как империалистической и захватнической со стороны ее зачинщиков; рассмотреть основные этапы войны дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г. г.;
охарактеризовать основные битвы этого периода;
Развивающие: закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
Воспитательные: воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитании гуманизма, миролюбия, неприятия идей расизма и человеконенавистничества, уважения к памяти борцов против фашизма.
Все поставленные цели были достигнуты, т.к.результаты работы на различных этапах урока обнаружили:
— владение фактическим материалом;
— умение работать в группах:
— выполнена и озвучена работа в группах – результат совместной деятельности учеников;
— рефлексия урока показала не только сформированное эмоциональное отношение к изученному материалу, но и позволила каждому учащемуся определить качество приобретенных на уроке собственных знаний, оценить результат деятельности как индивидуальной, так и коллективной.
Отбор содержания, форм и методов обучения проводился в соответствии с целью урока. Выделено несколько основных этапов:
— организационный (1 мин.);
— проверка д/з (5 мин.);
— мотивация на изучение нового материала (1 мин.);
— усвоение новых знаний (11 мин.);
— закрепление новых знаний (20 мин.);
— проблемное задание (4 мин.);
-рефлексия (2 мин.).
— итог урока (1 мин)
На каждом этапе работы использовались различные формы деятельности:
-тест;
— задания на карточках для работы в группах;
— устный ответ;
— опережающее (проблемное) задание;
— рассказ с мультимедийным сопровождением;
— заполнение таблицы;
— работа со словарем урока;
— составление схемы и др.
Логичны связки между этапами урока. Переход от одной формы деятельности к другой осуществлялся через фронтальную беседу и сопровождался учебной презентацией. На экран выводились ключевые моменты (опорная таблица в готовом для озвучивания виде; словарь урока; имена; события; даты).
На уроке использовались различные способы контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Разнообразно и дифференцированно преподносился и контролировался материала урока:
— индивидуальные задания (карточки с заданиями, рефлексия);
— групповые (работа над проблемным вопросом, выполнение основного задания и его защита.);
— фронтальные (заполнение таблицы; конспектирование и др.)
Физкультминутка была проведена своевременно после большого по объему чтения материалов параграфа и раздаточного материала, поэтому гимнастика была проведена для глаз.
Общение с учащимися было построено на расположенности друг к другу, активном взаимодействии, взаимоподдержке в условиях открытого урока.
В целом результаты урока можно признать положительными:
— цели урока достигнуты.

Рекомендации:
1. На РМО должен быть обмен опытом, отчеты по самообразованию.
2. Учителям истории организовать знакомство с основными положениями и требованиями в связи с переходом на ФГОС ООО через темы самообразования, выступления на РМО и ШМО, накопление материалов по данному вопросу.
3. Учителям района принять к сведению инструктивно-методические письма ОблИПКПР на 2014-15 учебный год об изменениях в преподавании обществоведческих дисциплин в связи с переходом на БУП-2004
4. Организовать публикацию уроков, занятий элективных курсов, методические находки в журнале РОО « Вестник образования», на сайтах школы

Приложение 1
АНАЛИЗ
работы РМО учителей истории, обществознания
в 2013-14 учебном году
( Ленинский район)
1. Кадровый состав
РМО учителей истории, обществознания Ленинского района объединяет 18 учителей; из них 4 молодых специалиста (22%) –
5 учителя ( 27,7 %) пенсионного возраста.

Категория Количество
учителей
Высшая 4
1 3
2 2
Экзамен на соответствие 1
Без категории 8
Всего: 18
В 2013-14 учебном году учителя истории не проходили аттестацию.
2.Методическая тема РМО учителей истории, обществознания в 2013-14 уч. году :
В 2013-2014 учебном году работа РМО учителей истории была направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства, совершенствование учебно-воспитательного процесса, активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих способностей.
ТЕМА: Совершенствование методики преподавания общественных дисциплин через современные образовательные технологии.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Качество образования, развитие потенциала учащихся и учителей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ РМО :
1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых ИТ;
2. Повышение научно-теоретической подготовки, методического мастерства учителей общественных дисциплин;
3. Диагностика и мониторинг преподавания общественных дисциплин;
4. Организация работы по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ;
5. Выявление, обобщение педагогического опыта творчески работающих учителей;
6. Совершенствование форм внеклассной работы по истории и обществознанию, с целью формирования интереса учащихся к предмету.
7. Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
3. Самообразование
6 учителей района прошли курсы повышения квалификации в Областном ИПКПР, 3 учителей района принимали участие в работе муниципальной конференции педагогического мастерства. (19.05.14).
В 2013-14 учебном году состоялось 4 заседания РМО, из которых 1-. семинар-консультация, 2-семинара-практикума, 1- семинар.
Семинар-консультация состоялся в МКОУ СОШ с. Бабстово (16.12.2013) , присутствовало 10 учителей.
Тема: Организация работы по переходу к ФГОС основного общего образования. Рассматривались следующие вопросы
1. Анализ работы методического объединения за 2013-14 учебный год
Гончарова О.А., руководитель РМО
2. Компетентностный подход в предметном обучении ( понятия, пути формирования ключевых и предметных компетенций и др.).
Гончарова О.А., руководитель РМО
3. Обсуждение инструктивно-методического письма ОблИУУ на 2013-14 учебный год
Гончарова О.А., учитель МОУ СОШ с. Ленинское

4. Подведение итогов работы по организации и проведению мероприятий, посвященных памятным датам в истории России.
Гончарова О.А., учитель МОУ СОШ с. Ленинское

6. Открытый урок по истории в 5 классе по теме Древний Китай
Учитель Бойко С.Д.

На семинаре были даны рекомендации по составлению учебных программ с учетом основных рекомендаций к составлению программ ООО, методических рекомендаций Разработка и оформление рабочих программ, февраль 2013г, Обл ИПКПР.
Семинар-практикум в МКОУ СОШ с. Лазарево (14.02.2014) был организован с участием методиста отдела образования Богомоловой Н.А.
Тема: Единый государственный экзамен в 11 классах и итоговая аттестация в 9-х классах. Были рассмотрены следующие вопросы.
1. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) по истории и обществознанию в 9х классах: из опыта работы
Прибыш Л.В., учитель МКОУ СОШ с. Лазарево
2. Организация подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию (11 класс) в условиях введения независимой оценки качества образования.
Бойко С.В., учитель МКОУ СОш с. Бабстово
3. Организация работы с одаренными детьми.
Гончарова О.А., учитель МОУ СОШ с. Ленинское

4. Подготовка к олимпиаде учащихся: опыт, проблемы, перспективы
Гончарова О.А., учитель МОУ СОШ с. Ленинское
5. Анализ организации и проведения районных олимпиад по обществоведческим дисциплинам.
Богомолова Н.А., методист отдела образования

6. Открытый урок по обществознанию в 9 классе
Прибыш Л.В., учитель МКОУ СОШ с. Лазарево

Семинар-практикум в МКОУ СОШ с. Ленинское (24.03.14) был организован с участием методиста ОблИПКПР Коваленко В.Ф.
Тема: Внедрение национально-регионального омпонента обучающихся в структуру и содержание исторического образования. Рассмотрены вопросы:
1.Роль НРК в формировании этнокультурной компетентности обучающихся. Преподавание «Истории Еврейской автономной области»: из опыта работы.
Козленя И.К.., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское

2. Метод проектов и пути его реализации в историческом образовании. Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское

3. Требования к программе по истории, обществознанию в связи с переходом ОУ на ФГОС.
Коваленко В.Ф., методист ОблИППР, г. Биробиджан
4. Памятные даты по истории ЕАО. Формы и методы работы по освещению памятных дат.
Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское
4 заседание РМО состоялось в форме семинара (05.05.2014). Семинар проводили Председатель общественной палаты ЕАО, руководитель ЕОРО ООО «Муниципальная академия» Матиенко Н.В., руководитель областной общественной организации «Общественное самоуправление» Конева Н.И. Присутствовало 8 учителей истории, все получили методический материал и брошюры «Жилищный урок».
Тема: «Жилищный урок». Были рассмотрены следующие вопросы:
1. Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право»
Матиенко Н.В., руководитель ЕОРО ООО «Муниципальная академия»
2. Формы, методы и организации занятий по курсу «Жилищное право»
Конева Н.И., руководитель областной общественной организации «Общественное самоуправление»
3. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство формирования познавательной, коммуникативной и регулятивной компетенций
Гончарова О.А., учитель МКОУ СОШ с. Ленинское
4. Анализ Работы РМО за 2013-14 год, планирование на новый учебный год.
19 мая 2014 г. состоялась VI муниципальная конференция педагогического мастерства на базе МКОУ СОШ с. Ленинское. В рамках конференции проведено пленарное заседание, а также работа 3 секций. В работе секций приняли участие учителя истории: Гончарова О.А., Бойко С.Д., Глушкова С.В.
Учителя были отмечены грамотами отдела образования Администрации Ленинского муниципального района.

4. Анализ ЗУН учащихся.

5 декабря 2013 года проведен муниципальный тур олимпиады среди учащихся 9-11 классов по истории и обществознанию, в марте 2014 года состоялась муниципальная олимпиада по истории среди учащихся 5-8 классов. Победители и призеры 2 тура муниципальной олимпиады.

МОУ Учитель Предмет ФИО ученика класс место
Ленинское Шахова ЛС обществозна Вязовик Владлена 11А 3
Ленинское Козленя ИК право Вязовик Владлена 11А 1
Ленинское Козленя ИК право Бобок Надежда 10а 3
Ленинское Гончарова ОА обществознан Бобок Надежа 10А 3
Ленинское Гончарова ОА история Топко Игорь 5Б 1
Ленинское Гончарова ОА история Харлова Полина, Минин Максим, Ильинов Михаил 5А, 5Б,5г 2/3/3
Биджан Гончарова ОА история Филиппов Константин
Лепина Виктория, Павлова Надежда 8б, 8б,8а 3/3/3
Ленинское Чуб Н.В. история Насурова Эльмара 7в 3
Ленинское Чуб Н.В. история Волохова Алина 7 3
Дежнево Соханова Л.А. история 6 2
Кукелево Глушко СВ история Кукичук Владимир 7 3
Лазарево Мазур Н.Т. история 5 3
Лазарево Мазур НТ история Цырульников Николай 6 3
Лазарево Прусак Е.В. история 10 3
Лазарево Прусак Е.В. история 11 3
Лазарево Прусак Е.В. обществознание 11 3
Ленинское Чуб Н.В. история Панов Алексей, Волохова Алина 6 3/3
Бабстова Бойко С.Д. обществознание 10 3
Ленинское Козленя ИК право Даскаль Диана 11А 3
Ленинское Козленя ИК право Савченко Олеся 11Б 3
Бабстово Бойко СД право Черенкова Анна 11 3
Победители районных олимпиад приняли участие в областных олимпиадах по истории, обществознанию, экономике и праву. Призером областной олимпиады в 2013/14 учебном году – стала ученица 11А класса Вязовик Владлена по праву, учитель Козленя И.К. В прошлом учебном году призеров и победителей не было.
5. Анализ уровня внеклассной работы.
В МКОУ района выделены часы из школьного компонента на организацию и проведение факультативных занятий.

Элективные занятия по предмету:


МОУ Учитель Название факультатива класс Кол-во
Часов
1. Бабстово Бойко С.Д. Правовой университет 9 17
2 Ленинское Гончарова ОА Подросток и закон 9 17
3 Калинино Челядина Н.В. Практическое обществознание 9 34
4 Лазарево Прибыш ЛВ Детский правовой университет 9 17
5 Дежнево Соханова Л.А. Человек и закон 10-11 34
6 Ленинское Козленя ИК Исторические личности 10 17

Кружки по предмету


МОУ Учитель Название кружка класс Кол-во
Часов
1. Биджан Желтенко ТН Довгаль АИ Дебаты 9 68
2 Ленинское Гончарова ОА Дебаты 10-11 68
3 Бабстово Бойко СД Дебаты 9-11 68
4 Башмак Майборода АА Народные промыслы 6-7 34
5 Биджан Парыгина ЛВ Занимательная история 7 17

Кружок по обществознанию организован в МКОУ СОШ с. Ленинское для учащихся 9-11 классов «Дебаты»( учитель Гончарова О.А.)., в МКОУ СОШ с. Биджан (руководитель Желтенко Т.Н, куратор Довгаль А.И.), в МКОУ СОШ с. Бабстово (уитель Бойко С.Д.) На районном конкурсе игр «Дебаты» приняли участие команды из 5 школ района. 1 место заняла команда МКОУ СОШ с. Бабстово, призером игр стала команда из МКОУ СОШ с. Ленинское.

6. Анализ работы по созданию кабинетов.
Во всех школах района имеются кабинеты истории. В кабинетах в наличии наглядные пособия, карты, таблицы. Кабинеты пополняются новыми наглядными пособиями, картами, таблицами частично за счет средств отдела образования частично за счет бюджета школы. Большинство кабинетов оборудованы компьютерами, проектами и другими ТСО.
7. Актуальные проблемы методической работы РМО:
— повышение качества знаний учащихся по предмету;
— развитие творческих способностей учащихся и познавательного интереса на уроках
истории и обществознания;
— овладение и внедрение новых информационных технологий .
— организация работы по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ;
— система подготовки учащихся к олимпиадам.
— повышение квалификации пед. кадров.
Задачи на 2014-15 учебный год.
1. Основные направления в работе будут осуществляться в связи с переходом на новые ФГОС ООО.
2. Предпрофильное образование, работа элективных курсов в школах района. Профильное обучение.
3. Работа с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время. Работа факультативов, кружков, клубов. Участие в конкурсах.
Вывод: Признать работу РМО учителей обществоведческих дисциплин удовлетворительной. Отметить хорошие результаты работы учителей истории Ленинского района за отчетный период.

Руководитель РМО Гончарова О.А.

Приложение 2
Разработка и оформление рабочих программ
В целях совершенствования программно-методического обеспечения образовательного процесса, качественной реализации общеобразовательных программ и государственных стандартов общего образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32 п. 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Рабочие программы разрабатываются на основе примерных и авторских учебных программ по предметам.
Примерная учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, универсальных учебных действий, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету (планируемые результаты).
Рабочие программы — это программы, разработанные на основе примерных учебных и авторских программ, откорректированные с учетом специфики образовательного учреждения и отражающие изменения и дополнения в содержании учебной дисциплины, последовательности изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа формируется на основе:
принятой основной образовательной программы образовательного учреждения;
учебного плана образовательного учреждения;
авторской учебной программы;
соответствующего ей учебно-методического комплекта, электронных ресурсов.
Текст рабочей программы (по БУП — 2004 года) педагога включает 8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Содержание тем учебного курса.
Тематический план.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (знать, уметь, использовать).
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной), электронные ресурсы.
Приложения к программе.

Структура и содержание рабочей программы
(БУП 2004 г)
Оформление титульного листа (Приложение 1)
На титульном листе в приведенном порядке указывают следующие сведения:
1. Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом);
2. Наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по_______________для класса (классов, параллели)»;
3. Фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), информация о разработчике.
4. Годы, на которые составлена рабочая программа;
5. Обязательные грифы: рассмотрено на ШМО (ГМО), согласовано заместителем директора по УВР, утверждено директором школы.

Структура пояснительной записки
Пояснительная записка к рабочей программе должна содержать следующую информацию:
1. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа (Приложение 2).
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
5. Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
8. Формы организации образовательного процесса, технологии обучения.
9. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
10. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения).
11. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ.
12. Информация об используемом учебнике и перечне дополнительной учебно-методической литературы.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт, формирование предметных, метапредметных, личностных результатов. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобных).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый обучающийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности обучающихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов деятельности).
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:
— какой раздел дополнен новыми темами;
— как и почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
— как и почему перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
— как и почему изменена последовательность изучения учебного материала.

Содержание тем учебного курса
1. Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы ОУ.
2. Содержание выстроено по темам с выделением разделов.
3. Раскрыто содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня).
4. Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классах углубленного изучения отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего образования.
5. Определена последовательность изучения учебного материала, с установкой внутрипредметных и межпредметных логических связей.
6. По каждой учебной теме (разделу) указаны:
— наименование темы (раздела);
— содержание учебного материала (дидактические единицы);
— требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы ОУ. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.

Тематическое планирование
Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Рекомендуется при распределении часов на изучение тем выделять часы резерва. В тематическом плане часы резерва необходимо расписывать по темам (наиболее сложные, требующие практической отработки и т. д.).
Контрольные, самостоятельные, лабораторные, практические и иные проверочные работы в тематическом плане прописываются с темами, например:
Контрольная работа по теме «Кровь. Кровообращение. Дыхание»;
Лабораторная работа № 1 «Изучение изотермического процесса»;
Решение задач по теме «Влажность воздуха»;
Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
После проведения контрольных срезов рекомендуется выделять уроки по отработке ошибок, допущенных обучающимися.
Календарно – тематический план (Приложение 3)
Календарно – тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой учебного курса; особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения.
В данном плане могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
В таблице плана рекомендуются следующие разделы:
Перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы (с указанием дат);
Вид занятий (теоретические или практические, количество часов).

Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Требования к уровню подготовки обучающихся определяются по окончанию каждого учебного года, ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения.
Следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной) (Приложение 4)
Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы — структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал, в том числе интернет – ресурсы.
Каждый источник, включенный в список, должен быть описан в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, заглавия книги, места и года издания, её объёма (количества страниц).
Перечень оборудования общего назначения, демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий необходим для выполнения требуемого объема лабораторных работ, опытов и наблюдений, в соответствии с программами по указанным дисциплинам для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Структура и содержание Рабочей программы
с учетом требования ФГОС
Основные задачи рабочей программы по ФГОС:
конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом требований ФГОС, целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся;
представить практическую реализацию ФГОС при изучении конкретного предмета, курса;
конкретизировать планируемые результаты по предмету, курсу в индикаторах их достижения.
Текст рабочей программы (ФГОС НОО) педагога включает 8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе.
Содержание учебного предмета, курса, модуля.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы, электронные ресурсы.
Лист внесения изменений.

Разделы Рабочей программы Содержание разделов Рабочей программы
Титульный лист — полное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения, в соответствии с Уставом);
— грифы согласования программы методическим объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей) и заместителем директора по УВР;
— гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;
— наименование учебного предмета, для изучения которого разработана программа;
— сроки реализации программы;
— фамилия, имя, отчество, должность разработчика (ов) рабочей программы, информация о разработчике;
— наименование города или населенного пункта
Пояснительная
записка — нормативно-правовая база, на основе которой разработана рабочая программа;
— обоснование выбора УМК;
— цель и задачи обучения предмету;
— ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
— общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий;
— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
— информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование;
— используемая в тексте программы система условных обозначений
Планируемые результаты — подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения;
— подробное описание повышенного уровня усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения (выделяются курсивом)
Содержание тем учебного курса — перечень и название разделов учебного предмета и видов учебной деятельности;
— количество часов необходимое для изучения раздела
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся — перечень разделов и тем, последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы (с указанием дат);
— вид занятий (теоретические или практические);
— виды и формы учебной деятельности;
— количество и темы контрольных работ
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы — библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
— оборудование и приборы;
— дидактический материал;
— цифровые образовательные ресурсы;
— Интернет-ресурсы;
— литература, рекомендованная для учащихся;
— литература, использованная при подготовке программы;
— др.

Оформление рабочей программы
Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12-14. Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств текстового редактора, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложений.
Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы в алфавитном порядке, с указанием библиографических данных.

Утверждение рабочей программы
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения (в двух экземплярах: 1 экз. является обязательным приложением к основной образовательной программе учреждения, 1 экз.- для работы педагога).
Утверждение программы предполагает следующие процедуры:
Обсуждение программы на заседании предметного методического объединения, учитель представляет рабочую программу на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям;
Получение согласования у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов по письменному запросу образовательного учреждения.
Рабочая программа утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Рабочие программы могут обсуждаться на районных (городских) методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. и также утверждены приказом директора образовательного учреждения.
Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с локальным актом образовательного учреждения, планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

Ответственность администрации образовательного учреждения и учителя к выбору учебной программы
В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Рекомендуется образовательному учреждению выстраивать стратегию по обеспеченности обучающихся учебниками:
определять линии учебно-методических комплектов;
проводить ревизии библиотечного фонда;
составлять перспективный план перехода на новые учебно-методические комплекты и приобретения новых учебников;
при переходе на новые учебно-методические комплекты планировать курсовую переподготовку учителя по работе с выбранными УМК;
обеспечивать сохранность библиотечного фонда и т.д.
Таким образом, выбранный образовательным учреждением учебно-методический комплект, является неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.

Приложение 1.
Образец титульного листа
_______________________________________________________
(полное наименование ОУ в соответствии с Уставом)
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ ___________
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ ___________
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г. «Утверждено»
Директор
________ ___________
подпись ФИО
Приказ № _______
от «___»___________г.

Рабочая программа
по ________________
для _________класса
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)
Учитель (с указанием кв. категории)_______________________
_______________________

_____________ учебный год

Приложение 2.
Перечень нормативных правовых документов

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа (для БУП 2004 года)
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № ___от «____»_______ г.;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР (в соответствующем учебном году);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «____»_______№______;
Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год».
Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа (для начальных классов по ФГОС НОО)
1. Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 1999;
7. Авторские программы в соответствии с УМК;
8. Инструктивно-методическое письмо «О корректировке основной образовательной программы НОО в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. (ОблИПКПР);
9. Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на соответствующий учебный год» № ___ от «____»_______ г.;
10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «____»__________№_______ ;
11. Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год».

Приложение 3.
Образец тематического плана
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
лабораторно-практические работы контрольные работы
экскурсии
1
2
Итого: