РМО учителей истории и обществознания 08.12.2014

ПРОТОКОЛЫ РМО 2014-15
ПРОТОКОЛ № 2
заседания РМО учителей истории
Дата: 08.12.2014 г.
Цель: — выбор единого направления в обучении и преподавании социально-гуманитарных дисциплин (истории, обществознании, право);
— оказать помощь по методическим вопросам.
Место: МКОУ СОШ с. Бабстово
Форма проведения: семинар-практикум
Присутствовало: 10 учителей
Повестка заседания:
Тема: Единый государственный экзамен в 11-х классах и итоговая государственная аттестация в 9-х классах:

1. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) по истории и обществознанию в 9-х классах: из опыта работы
Гончарова О.А. учитель МКОУ СОШ с. Ленинское
2. Организация подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию (11класс) в условиях введения независимой оценки качества образования.
Бойко С.Д., учитель МКОУ СОШ с. Бабстово
3. Организация работы с одаренными детьми .
Прусак Е.В. учитель МКОУ СОШ с. Лазарево

4. Разное
5. Открытый урок по обществознанию в 11 класс
Бойко С.Д, учитель МКОУ СОШ с. Бабстово

Ход работы:
1) По 1 вопросу выступила руководитель РМО Гончарова О.А. Познакомила с алгоритмами при подготовке обучающихся к ГИА по обществознанию и истории в 9-м классе, а также с официальными изменениями ФИПИ в ЕГЭ и ОГЕ по истории обществознанию в 9,11 классах в 2015 учебном году.
Выступление проходило с использованием информационных технологий, в виде презентации. ( текст выступления прилагается). Приложение 1.РМО 08.12.2014 история
2) С информацией о подготовке выпускников 11-х классов к ЕГЭ по истории и обществознанию выступила Бойко С.Д., учитель МКОУ СОШ с. Бабстово.подготовка к ГИА и ЕГЭ Бойко С.Д
Текст выступления прилагается. Приложение 2.
3) По 3 вопросу слушали Прусак Е.В., которая поделилась опытом подготовки обучающихся к олимпиадному движению по истории, праву, обществознанию. Обратила особое внимание на системность работы с одаренными детьми, что является главным залогом успешных показателей на олимпиадах. Екатерина Валентиновна продемонстрировала методы и формы подготовки детей к творческим конкурсам и олимпиадам.
Текст выступления прилагается.№ 3организация работы с одаренными детьми Е.В Прусак
4) информировала учителей общественных наук о необходимости принимать активное участие в муниципальных и областных конкурсах. Участвовать в Предметных олимпиадах, Всероссийских заочных олимпиадах по предметам , выполнять рекомендации, а также методические и инструктивные письма Отдела образования, Комитета образования и ОблИПКПР. Обратила также внимание на подготовку к областным олимпиадам, выделила, на что обратить внимание при подготовке обучающихся. Напомнила, что 9 декабря во всех школах района должны состояться уроки, внеклассные мероприятия по борьбе с коррупцией.
Отчеты по проведенным мероприятиям должны быть своевременно предоставлены в РМК.

5) Открытый урок в рамках РМО был подготовлен и проведен учителем МКОУ СОШ с. Бабстово Бойко С.Д. Урок обществознания прошел в 11 классе по теме «Экономическая сфера общественной жизни».
Урок проведен с использованием Презентации. (Разработка урока  прилагается). Приложение 4урок Бойко С.Д
Самоанализ урока учителем Бойко С.Д.
Данный урок является повторительно-обобщающим по теме «Экономическая сфера жизни общества».
Все задания носят продуманный характер, нацелены на подготовку обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию. Задания взяты из открытого банка заданий к ЕГЭ ФИПИ.
Многие элементы урока знакомы обучающимся , т.к. проводятся в системе – это прежде всего, работа с блоком «Новости». Данный вид работы позволяет отрабатывать сферы общественной жизни и приводить примеры.
Задания с утверждениями «Да» «Нет» позволяют выявить пробелы в знаниях учеников и скорректировать работу по ликвидации тех или иных пробелов. Важную роль играют задания с иллюстративным рядом, на соответствие, а также на ассоциации – это позволяет уже изученный материал ученикам преломлять в сознании и использовать в преобразованном виде для правильного ответа. Много внимания уделяется таблицам, графикам, схемам, что также важно для отработки заданий по подготовке к ЕГЭ.
Итоги урока подведены, рефлексия достигнута через решение экономических задач.
В целом результаты урока можно признать положительными:
— цели урока достигнуты.
Обсуждение урока:
Богомолова Н.А. Посещая уроки учителя Бойко С.Д., хочется отметить, что на уроке создается доброжелательная атмосфера, учитывается с каким настроением пришел тот или другой ребенок. Учитель старается всех заинтересовать, включить в познавательную деятельность. Задания подобраны с таким умением, что ученики всегда с интересом включаются в работу и этот интерес поддерживается на протяжении всего урока. Все ребята, даже те, кто немного сомневались в своих знаниях, включены в работу на уроке и смогли почувствовать себя, благодаря Светлане Давыдовне, успешными на уроке.
Прусак Е.В. Дети работали весь урок, ярко прослеживается деятельностный подход. На таких обобщающих уроках мы всегда идем от темы урока и задач., всегда пытаемся максимально насытить урок заданиями по типу ЕГЭ. Понравилось, что учитель учит работать по алгоритму. С одной стороны могло показаться, что выполнено немного видов заданий, но насыщенность была максимальной. Очень положительным моментом была организация работы с Посланием Президента от 04.12.2014 г. Это значимая работа с документом, которая является неотъемлемой частью ЕГЭ.
Козленя И.К. Не первый раз на уроке у Светланы Давыдовны, и всегда отмечаю глубокую продуманность урока. Максимально внимания на уроке на ученика- это золотое кредо этого учителя, передается из урока в урок. На каждом уроке четко прослеживается системность в работе.
Довгаль А.И. Учитель отработала на уроке на все 150%. Ведь если дети на уроке хорошо работают, отвечают, за этим всегда труд и талант учителя. Тактичность учителя выше всех похвал, если ученик ошибается, его учитель поправляет деликатно, почти незаметно. Цели урока полностью достигнуты.
Мазур Н.Т. Очень понравилось, что прослеживались межпредметные связи на уроке с математикой. Считаю важно, чтобы на уроках математики также брать на вооружение и применять задачи, предложенные в КИМах по обществознанию — с графиками по спросу и предложению, на выяснение сколько частей, сколько %. На мой взгляд нужно возрождать интегрированные уроки, это очень актуально и позволит ближе подойти к решению проблемы метапредметности на уроках.
Чуб Н.В. Для меня данный урок очень ценен с методической точки зрения, много взяла себе на вооружение.
Челядина Н.В. очень понравился урок. Многие формы и приемы буду использовать на своих уроках.
Рекомендации:
1. Учителям истории принять к сведению и использовать на практике предложенный опыт Гончаровой О.А. по подготовке к ОГЭ по истории, обществознании.
2. Учителям истории принять к сведению и использовать на практике предложенный опыт Бойко С.Д. по подготовке к ЕГЭ по истории, обществознании
3. Учителям района организовать проведение мероприятий по выполнению плана мероприятий по борьбе с коррупций. Учителям района своевременно предоставлять отчеты в РМК.
4. Материалы заседания РМО разместить на сайте отдела образования.

Приложение1.
Методические рекомендации по подготовке к ГИА по обществознанию
Гончарова О.А. учитель истории и обществознания
Поскольку любой девятиклассник должен сделать выбор двух экзаменов, кроме обязательных, определённая часть учащихся, без сомнения, выберет предмет «обществознание».
4. Часть выбирающих руководствуется, как правило, профориентационным мотивом (предмет в дальнейшем нужен для поступления в вуз, необходимо будет сдавать ЕГЭ, поэтому сейчас уже буду пробовать)
5. Вторые выбирают по рекомендации родителей
6. Третьи- «по нему я хоть что-то знаю, а по другим предметам- я полный профан».
Сложность для учителя в связи с этим будет заключаться в необходимости так организовать работу этой разноуровневой группы выпускников по подготовке к ГИА, чтобы
 Минимизировать временные собственные затраты
 Добиться 100% успешной сдачи ГИА
 Подвести учащихся средне-высокого уровня подготовленности к пониманию, что возможное их использование в качестве консультантов, будет для них полезным, ибо «повторение- мать учения!».
Исходя из собственного опыта подготовки учащихся к ГИА, проанализировав опубликованную литературу по ГИА, я пришла к следующим выводам:
1) Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);
2) В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме. В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А- 10 заданий, уровень В- 4-5 заданий, уровень С- 4 задания. Время написания работы — 120 минут;
3) Во время обучения учащимся предлагается набор элективных курсов, которые работают на предпрофиль и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений;
4) Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;
5) Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ГИА и ЕГЭ;
6) Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, учитель должен проанализировать итоги сдачи ГИА в текущем году. В них он найдёт множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание;
7) Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;
8) Изучение нового содержания по программе продолжается вплоть до конца мая, однако последний раздел целесообразно на занятиях по подготовке к ГИА изложить блочно, чтобы позже на уроке ребята, готовящиеся к ГИА, только бы повторили уже известный им материал;
9) Большую помощь при подготовке к ГИА может оказать работа учащихся с компьютерным тестирование с использованием программы «My Test», (или он-лайн-тесты). Преимущества очевидны с точки зрения независимой оценки и проверки знаний. Программа сама считает количество верных ответов, время выполнения, выставляет оценку и фиксирует для учителя результаты выполнения теста конкретным учащимся.
10) При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.) изученное на уроках, гораздо эффективнее будет давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий), рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА.
11) При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы. При составлении теста учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).
12) Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся.
13) Используйте возможности школьного сайта:
Создайте свою страницу на нём как учитель и систематически обновляйте её содержание.
На данной странице обязательно разместите все памятки по выполнению заданий, которые Вы выдавали учащимся.
Поместите на данную страницу рабочие ссылки на бесплатное он-лайн тестирование (предварительно пройдите его сами, чтобы убедится в качестве предлагаемых тестов).

Список использованной литературы:
1 Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
2 ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова — М.: Астрель, 2011.
3 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.

Приложение 2
Активные методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории.
Бойко С.Д. , учитель МКОУ СОШ с. Бабстово
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию не является основной целью образовательной деятельности учителя. В то же время нельзя не заметить, что такую подготовку нельзя бросить на самотек, ограничившись советом для учеников «Хорошо учите и готовьтесь самостоятельно». Педагог должен суметь совместить изучение материала по программе, внеклассную работу по предмету и подготовку к аттестации. Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом.
1. Организация консультаций. Такая работа начинается с сентября. В условиях школы с небольшой численностью старшеклассников (к примеру, как наша), объединяются ребята 10-11 классов. Первое полугодие набираем и систематизируем фактический материал. Для этого нужна большая тетрадь формата А-4, разноцветные ручки, карандаши. Из учебной литературы по истории я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» за 6, 7 ,8, 9 классы. По обществознанию используем учебники А.Н.Боголюбова. Подойдут и другие учебные пособия. Что касается имеющихся сегодня в магазинах различных печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, можно воспользоваться и ими. Кроме того, для отработки умений работы с тестами, нужно приобрести сами материалы. Подойдут печатные. Материалы можно найти и в Интернете на сайте ФИПИ — там выложены демоверсии ЕГЭ по истории и обществознанию за 2002-2011 год (это 10 вариантов с возможностью сверить ответы с образцом). Кроме того, итоговую аттестацию проходят нынче и 9-иклассники, так что для подготовки пригодятся и материалы по ГИА (государственной итоговой аттестации).
Что касается онлайн — тестов, они, конечно, тоже дают определенный навык, но вот мои выпускники зачастую по онлайн-тестам получали «5», а по пробным ЕГЭ — «2».
Систематизированный материал заносим в таблицу.
— Таблица № 1. (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. Расчерчиваем колонки: 1 -период (правитель), 2 — внутренняя политика, 3 — экономика, 4 — внешняя политика, 5 — разное (сюда заносим важный материал, не относящийся к колонкам). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника «История России с древнейших времен» за 6 класс.
Период Внутренняя политика Экономика Внешняя политика Разное
Древнерусское государство
Киевская Русь
Олег 879 — правление в Новгороде
882-912г.(в Киеве)
великий князь, дружина, воевода. полюдье 907 г. поход на Царьград (Константинополь)
2.Тема «Культура» достаточно обширна и сложна для запоминания. Поэтому выносим ее в отдельную таблицу№2 . Принцип тот же, колонки следующие — период, архитектура (произведение — автор- в этой и следующей колонках), литература, живопись (до 17 века — иконопись), театр и кино.
Пример:
Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр
Древнерусское государство
Киевская Русь Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Кирилл и Мефодий (славянская письменность)
Устав — строгое правило письма. Береста
Жития, Нестор «Повесть временных лет» 12 век. Миниатюры, Фрески
Зернь, скань, эмаль Десятинная церковь,
Софийский собор,мозаика Скоморохи, гусляры
3. Таблица № 3. Наука. Колонки — период, направление науки, открытия, автор (авторы).
4. Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Разумно составить еще одну таблицу — внешняя политика. Колонки — век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части «С» могут звучать следующим образом — «назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги». Поэтому анализируем таблицу, сравниваем века, войны, итоги.
К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я вспомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций (по иным источникам — китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии инсерт) — плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак — важно! и т.д.
Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной.
Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия?
Сначала, естественно, простое прорешивание тестов, при этом возможно два способа:
Первый — прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.
Второй способ — попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.
Тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.
И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его.
Чтобы занятия по подготовке не превратились в рутинное прорешивание тестов, разнообразим формы работы.
Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например — карточки военных сражений — красные, морских — синие, реформ — желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой — событие — Отечественная война. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты.
Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д.
Составим наборы карточек. На одном яркой пастой — исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе — ключевые слова. К примеру, для «Застоя» такие — ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с ключевыми словами (а их достаточно много) — в другую. Ребенок вытаскивает карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам.
Перестройка Ввод войск в Афганистан
«Застой» Вывод войск с Афганистана
«Оттепель» Первый полет человека в космос
«Апогей сталинизма» Индустриализация
Советская Россия ГКЧП
Что это дает? Одна из самых больших проблем в изучении истории — знаниевая перегрузка, когда вроде бы факты заучил, на связи между ними нет, все события перемешиваются в голове, а они должны выстроиться в ровную линию. Вот такие задания и помогают это сделать. С карточками работаем как индивидуально, так и группами. Это вносит несколько игровой настрой, но достаточно эффективен для повторения. Возможные варианты — Индивидуально — каждый работает самостоятельно, либо 2-3 у доски. Групповой — группа работает, передает для проверки 2 группе, сама проверяет у следующей(активный метод «карусель»)
Следующий вид тренировки — кластер. Кластер — это вид схемы, который обычно применяется на уроках истории.
Реформы Избранной Рады
1549 г. Первый Земский Собор 1550 Судебник
1556 реформа местного управления
Приказы — центральные органы управления
После составления кластера, на следующих занятиях используем такой способ повторения.
Берем карточку с периодом. (1 набор) Задание: необходимо составить как можно больше опор — дат, событий, имен, явлений к данному периоду (по памяти). Пусть сначала вспоминается немного, делаем работу над ошибками — смотрим, что еще не вспомнили.
Следующий способ запоминания периода и событий — ключевые даты к каждому веку. (Вот их и надо выучить в первую очередь). Они могут быть выбраны индивидуально, я же могу посоветовать следующие 9 век — 862 г, 10 — 088 г., 11 — 1019, 12 — 1113(или 11470) гг., 13 — 1240 или 1242, 14 век — 1380, 15 — 1480, 16 — 1533, 17 — 1612 (или 1645), 18 (петровский период) ?1721, 18 (Екатерининский) — 1778, 19 — 1812 ,1853, 20 — (до революционный) — 1905, 20 (советский) — 1941, 1953, 1977, 1985, 1991. Остальные даты при заучивании мы привязываем к ключевой дате, и при вспоминании отталкиваемся от нее же.
Повторение на уроках необходимо проводить систематически. Я на уроках проводила по датам и терминам разминку на 5-7 минут. Называю классу дату, а ребята называют вам событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память. На уроках обществознания такие разминки проводим по терминам. Позднее подготовка такого задания дается одному из учеников, он же и проводит разминку.
На уроках по обществознанию в 10-11 классе даю индивидуальное задание — политминутка — подготовить сообщение о событиях недели во внутренный политике и внешней. Задаем вопросы — например, какие сферы жизни общества задействованы, какие полномочия органов власти осуществлены, дайте правовую оценку данной ситуации. Таким образов вырабатывается умение применять знания в практической ситуации.
Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части экзаменов. Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части — части «С». Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности «угадать» нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.
На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам ( рядам) 1 — проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 — написать небольшое рассуждение на тему («Мудрые мысли»), 3 — опережающее задание — составить сложный план следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план.
Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 — 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). Политику «военного коммунизма» и НЭП. Реформы Косыгина и Горбачева. Внешнюю политику первой и второй половины 19 века, то же по 18 веку, политику Петра Первого и Екатерины Великой, реформ Столыпина крестьянской реформы 1861 г.По обществознанию — сравните тоталитаризм и авторитаризм, президентскую и парламентскую республику. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории и обществознанию, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам.
Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Так неприятно, когда старшеклассники «зависают» на вопросе о том, почему мы победили в Великой Отечественной войне, и тому подобных вопросах.
Можете дать задание: расспросить родителей о жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар.

Приложение 3
Урок обобщения Экономика
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся об экономической сфере общества.
Задачи: Образовательная – проверить уровень усвоения материала в соответствии со стандартом знаний по теме «Экономическая сфера общества».
Развивающая — активизировать изучение учащимися экономических понятий и явлений, связанных с рыночными отношениями.
Воспитательная — уметь применять знания экономических понятий в жизни, социализация личности учащихся.
1.Разминка — термины работа по карточкам-терминам.
2. Новости
3.Да –нет1.К признакам рыночной экономической системы относится централизованное принятие решений (нет) 2. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.(нет) 3. В систему косвенных налогов государства включаются акцизы(да) 4.Прибыль рассчитывается путем деления дохода на расход. (нет) 5.Люди, ищущие работу, формируют спрос на рынке труда.(нет) 6. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется потребительским предложением (нет) 7.Семейным бюджетом называется сумма основных расходов и доходов семьи за определенный период(да) 8. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.(да) 9. В число безработных граждан включают пенсионеров и детей.(нет) 10. Экономика не подвержена влиянию других сфер общества(нет)
3.Главный вопрос экономики, главная проблем экономики, участники экономической деятельности.
4. Типы экономических систем – путаница.(1 человек у доски)
5. Работа с графиками — по парам
6. Обсуждение план. «Рынок труда»
7.Экономическая политика государства в условиях рынка.
8.Веселые задачки.

9. Подведение итогов урока.